Цискаридзе я люблю как выдающегося танцовщика, как человека с кругозором, с грамотной и красивой русской речью. Сказать, что последнее почти не встречается на телевидении сейчас, будет слишком грубым обобщением. Встречается. Но все реже. И не только в этом дело. Харизма. Притягательность.
Поразилась его манере изложения когда-то еще в очень давнем интервью, где он весьма юным был (по обычным, небалетным меркам), но вместе с тем такая зрелость чувствовалась, в то же время деликатность.
Как он танцует, я видела только на компьютерном или телевизионном экране, невозможно, увы, всех посмотреть вживую. Короче, этот пост сделан по итогам вечера в Минске, где он отвечал на вопросы зрителей. Кому интересно - читайте на здоровье. Кому нет - можете проматывать, тем более, что пост длинный.
И еще, когда сидишь в зале, человек рассказывает, смеется, шутит, делает какие-то жесты - это одно. В чужом переложении это может звучать монотонно. Так что не обессудьте.
начало, новая работа, Вагановка, издание балетовНачалось все с того, что показали отрывок из "Щелкунчика", а уже после Николай Максимович (дальше буду писать НМ) сам вышел к зрителям. 22-й ряд, где я сидела - это достаточно далеко, видишь только облик, и я подумала, что билеты туда, где близко, сколько бы они не стоили, имеют смысл. И порадовалась, что не сижу на балконе, оттуда и вопросы передать можно было лишь в антракте. Аплодисменты были не то что бы зашкаливающие, но достаточно теплые. Сделав небольшое вступление о том, что он сам слегка удивлен, что подобные вечера пользуются популярностью (ведь он не артист разговорного жанра), но пока пользуются - пожалуйста, НМ приступил к ответам на вопросы.
Первое, что спросили, было как вам работается на новой должности. Говорил, что сложно то, что приходится отвечать абсолютно за все, например за потекшую крышу и т.д., и что в этом плане его нынешняя работа очень много требует.
- Как вас там приняли? - этот вопрос тут же прозвучал из зала, и НМ сказал, что ответит словами профессора Преображенского: "Не читайте советских газет!", говоря о том, что в сми все преувеличено.
Несколько вопросов было связано с поступлением в Вагановку: трудно ли поступить? Какие правила приема? Какие требования? - Он приглашал приезжать и пробовать поступать, сказав, что в списке стран, учащиеся из которых получают образование бесплатно, Беларусь стоит первой. И что мальчиков очень не хватает.
Один из вопросов касался станцованных им спектаклей: можно ли увидеть их изданными, чтобы купить записи хорошего качества и смотреть, потому что в интернете записи с телефонов, и они в весьма неважном качестве. НМ ответил, что права на них принадлежат Большому театру, а это означает, что бог знает, будут ли они когда-нибудь изданы. Может никогда, или очень нескоро. Сказал, что в данном случае записи некоторых спектаклей проще купить за границей- если они там шли и записывались. Это более вероятно. Добавил также, что в январе собираются "Пиковую даму" показать по каналу "Культура".
про Сильви ГиллемПро Сильви Гиллем - что именно он считает сверхвыдающимся в ее танце. Здесь он сделал небольшой экскурс в прошлое, и стал говорить о том, как впервые увидел запись ее выступления. Насколько я поняла, это было еще в Московском училище - но простите, боюсь здесь быть неточной. Говорил о ней, как о человеке с редкими природными данными и редкой приспособленностью для балета. О том, что его поразило то, как она все исполняла. И как удивило, что те, кто видел эту запись, начали искать недостатки в ее танце. А ему казалось, что она безупречна. Впоследствии он заметил эту закономерность: чем лучше ты что-то делаешь, тем больше тех, кто будет выискивать, к чему бы придраться.
прочееНекоторые вопросы лишь косвенно относились к балету, а некоторые и вовсе к нему не относились. Среди первых был вопрос : "Приходилось ли вам редактировать статьи в википедии?", а среди вторых "Ваш нос выглядит сейчас толще, чем на более ранних фотографиях. Почему?" -- Про википедию он сказал: нет, чукча -- читатель. А про нос: гм, что ж, возможно я начал полнеть с носа.
Подготовка к спектаклям, интересы в области искусства, про хореографов, и прЕго спрашивали о подготовке к спектаклям, особенно о подготовке нехореографической: о том, в каких балетах больше приходилось учитывать культурные или исторические особенности избражаемой страны, эпохи или персонажа.
- Нет, вы представляете, во что превратится мой прыжок, если я буду думать о культурных особенностях во время спектакля? - парировал НМ. Затем смягчился и говорил, что, конечно же, граф Альберт из Жизели и принц Дезире из Спящей живут в разные эпохи. Один - в 17м веке, а другой - в 19м. Если все это не учитывать, то становишься совсем неинтересен как артист. Здесь же рассказывал о Борисе Александровиче Львове-Анохине и немного об Улановой. Про Уланову говорил, что, когда надо было изображать смерть персонажа, она все спрашивала у него: "Коля, ну у вас сердце болело когда-нибудь? А в обморок вы падали?" — На что он вынужден был отвечать :"Нет, нет", — "поймите, мне было 20 лет, и я был абсолютно здоров", — как потом, уже годы спустя, почувствовав себя неважно, когда сдавал кровь из вены, он пытался запомнить это состояние на тот случай, если придется этот опыт использовать.
Показали отрывок из "Ромео и Джульетты". НМ рассказал, как однажды ему травмировали руку в сцене дуэли прямо на спектакле, как пошла кровь. И весь остаток этой сцены, пока он должен был лежать — ведь Меркуцио погибает— пятно на половике увеличивалось. Администрация, сидящая в ложе дирекции, готовилась устроить выговор за испорченное покрытие, но...
Про то, что вдохновляет его помимо балета - где вы, обращаясь к словам Раневской, - ищете святое искусство? — НМ засмеялся, сказав, что святое искусство так и осталось в музеях. И не потому, что театральные постановки переживают упадок, а потому прежде всего, что все, что делается в театре, недолговечно. Эфемерно. Не оставляет материальной субстанции в отличие от живописи. В продолжение этой темы он перешел к тому, что когда впервые побывал в Вероне, то удивился, как точно декорации для балета воспроизводили площадь Вероны. И что нельзя не отдать должное советским декораторам, которые так мастерски сделали это, ни разу не побывав в Италии.
О красоте (насколько важна она для вас в быту, в повседневности): "Разве есть люди, для которых красота не важна?...Вот Барбара Страйзенд, например. Ее не назовешь красивой с точки зрения классических канонов. Но она очень притягивает. Или Инна Чурикова. Насчет того, что такое красота?..Талант, наверное. Впрочем, чувство юмора очень неплохо скрашивает некрасивость. Так что еще, наверное — гармония".
Про хореографов: за чьей творческой деятельностью из зарубежных хореографов вам интересно следить? — не особенно стремился называть имена. Но сказал, что есть очень талантливые пародии. Что серьезных оригинальных вещей — мало. А вот пародии — да.
Пародия на историю Алисы в стране чудес, например.
И "Светлый ручей" в качестве пародии на классический балет.
И показали фрагмент из "Светлого ручья". Но я о видео скажу отдельно.
Всегда ли можно воспитать гуманитарно развитых людей? Особенно, если им не так повезло с культурной средой и интеллигентным окружением, как вам в свое время? — "Спасибо. — И дальше после паузы — "Наверное, кое-что можно сделать, если заставлять людей читать". Сказал, что и на родительском собрании в академии говорил о том, что хочет добиться строгого контроля за успеваемостью по гуманитарным предметам. Что, когда он сам учился, за этим очень следили. И что принцип был, что если ты дурак, то не следует танцевать на сцене. Что с этим подходом он согласен.
Танцы со звездамиЦелая куча вопросов касалась проекта "Танцы со звездами". Почему вы стали принимать участие в этом проекте? Почему вы поддразниваете Егора Дружинина? Специально? Почему Галкин позволяет себе фамильярно разговаривать с вами? И спрашивали, к каким парам он как относился. По поводу собственно участия НМ говорил, что очень любит съемочную группу проекта. Что с удовольствием познакомился и по сей день общается с рядом людей, первой среди которых назвал Елену Чайковскую. Далее — когда проект начинался, его жизнь представляла собой существование внутри достаточно закрытого мира, в основном в помещении. Ввиду всего этого участие в танцах со звездами представляло собой некий контраст по сравнению с привычным распорядком, возможность узнать другую жизнь кроме балетной.
Про то , что с Дружининым они знакомы давно и стиль общения сложился. А про остальное - "Это же шоу, господа! Мы же развлекаем вас!"
Будет ли НМ еще танцеватьПро скандальные истории в БТ никто не спрашивал, а может, он не зачитывал. На единственный вопрос: почему вы отказались от прощального спектакля — он сказал: почему я должен с кем-то прощаться? Добавил, что мог бы выступить в спектакле, если бы был восстановлен в театре во всех своих должностях, а так— в качестве кого? Кроме того, приводил здесь слова , увы, не помню, чьи: лучше постареть, чем устареть. И что возможно, следует воспользоваться моментом, чтобы начать делать что-то другое.
Этот вопрос прозвучал ближе к концу вечера, но я привожу его сейчас: Неужели вы совсем не будете больше танцевать?
— Да, да! И поймите, вот это — здесь НМ сделал пару движений а ля на дискотеке— для меня не танцы. Так я мог бы и до 90 лет. Но тот уровень, которого требует профессия... И заговорил о том, что их рано подводит дыхание, что организм изнашивается. В качестве одной из хореографически сложных работ привел "Кармен.Соло", 12-минутный балет, поставленный Роланом Пети. Что на таком уровне танцевать сложно, а снизив планку, он даст повод упрекнуть себя. Когда этот балет показали на экране, все 12 минут я смотрела не только, как он танцует, но и как дышит.
Про Анжелину ВоронцовуПро Анжелину Воронцову (сохраняется ли между ними дружеский и наставнический контакт)говорил очень тепло. "Да, мы общаемся, и я ей очень горжусь". Про ее работу в Щелкунчике сказал, что слова Начо Дуато о том, что она в этом балете просто как ангел, являются для него самого огромной похвалой как для педагога.
разное, об искусстве и не толькоО любимой партнерше: НМ сказал, что это вопрос, ответ на который может обидеть кого-то, если назвать одно имя. И потому правильно будет назвать первую партнершу - Наталью Архипову- которая вводила его в некоторые спектакли и героически выполняла с ним все поддержки, и без которой, как он считает, он не состоялся бы как партнер в танце.
-Расскажите о спектакле, где участвуют только ваши ноги - он рассказывал о театре "Тень", о том в каком формате идут эти спектакли, как проходит просмотр. С большим уважением к этому проекту.
-Назовите самый сильный (яркий) дуэт. НМ говорил о том, что, увы, наблюдается очень сильная текучесть, утрачена практика, когда дуэт является постоянным, когда это правило соблюдается.
- Какие у вас ценности и что вам мешает в жизни? — насчет того, что мешает, НМ сразу отозвался: "Лень! Ну и обжорство еще!", а насчет ценностей умолчал. "Ну вы же не ответили!" — донеслось из зала.
Одна дама спрашивала, как он празднует свой день рождения, и сказала, что у нее день рождения тоже 31-го декабря. "Это я!" — воскликнула она и помахала рукой из зала, когда НМ зачитал этот вопрос. Он очень тепло и с юмором вспоминал о своей маме, и в ответ на этот вопрос, и вообще. Говорил, что она умела все делать легко, играючи.
- В чем конек великих балерин? В чем секрет их яркости, незабываемости? — НМ ответил, что прежде всего и сама их жизнь была экстраординарной. А вообще, его критерий- если он поглощен спектаклем настолько, что не помнит, что надо что-то сделать или куда-то позвонить, то исполнение хорошее. И что сцена не прощает серости, бесцветности. Цитировал из "Дамы с камелиями" слова героини: "Я люблю засахаренный виноград, так как он без вкуса, камелии, потому что они без запаха, и богатых людей, оттого что они без сердца". И сказал, что сцена вот такого сочетания категорически не приемлет. Что иной раз случается думать про артиста: "ну, хоть бы он упал что ли, чтоб запомниться зрителям." И что великие балерины прежде всего личности.
- Как преодолеть страх сцены, страх публичного выступления? - говорил, что не может советовать. Не знает. Он сам всегда волновался не столько из-за того, что перед аудиторией, но боялся не сделать хорошо. По его наблюдениям, великие актеры, драматические например, являются в жизни очень застенчивыми людьми.
-Бывают ли падения из поддержек на репетициях? - Бывают, не только на репетициях, но и на спектаклях случаются и могут закончиться серьезной травмой.
— И что, отдавать детей в балет, чтобы они шли на все эти мучения? — Конечно. Да, если есть к этому способности.
- Будет ли он продолжать учебу, чтоб стать магистром трудового права? — Да.
- Можно ли ходить в театр в джинсах? — НМ снова рассказал историю про порезанный костюм, я не буду ее пересказывать. Но добавил, что у них дома всегда уделяли внимание чистоте. В смысле гигиене. И что одеваться следует чисто в первую очередь.
— Про Волочкову — про нее много спрашивали, насколько я поняла, он все не зачитывал. Говорил только хорошее.
- Что вам помогает творить? — Жажда наживы!- засмеялся НМ. — А вообще без этого скучно жить.
-О Валентине Елизарьеве (балетмейстере театра оперы и балета в Минске)— говорил, что его хореография всегда была весьма сложной.
- Если бы вы стали министром образования, то..?— Отменил бы ЕГЭ, заставил бы всех учиться русскому языку и иностранным языкам и не выдавал бы диплом без знания русской литературы. — Я была среди тех, кто ему поаплодировал здесь, я постоянно слышу, как уродлива и как бедна стала речь. От словарного запаса до интонационного оформления.
еще чуть-чуть- Как вы относитесь к тому, что происходит постепенное уничтожение русской культуры? — НМ привел пример своего педагога Петра Антоновича Пестова, который, когда его чествовали (по поводу 80 летия? — могу ошибиться), не захотел руки подать Ратманскому, даже находясь на сцене (Нельзя простить то, что тот делает с русским балетом). И НМ охарактеризовал это как пример отношения очень экстремального. Далее- здесь я очень боюсь передать неточно и приписать не то, что имелось в виду, поэтому сразу скажу: я пишу, как я поняла - далее из того,что НМ говорил, следовало, что русская культура сегодня ... все более эклектична что ли. По национальному признаку.
Говорил об Эйфмане.
Об Анне Павловой, о ее стремлении познакомить мир с русским балетом.
О Дягилеве - о его замечательных продюсерских задатках и в сегодняшнем понимании тоже: например, что скандал неизбежно провоцирует популярность и успех.
Спрашивали ли его о том, есть ли у него мечта? Во всяком случае, в связи с каким-то вопросом он процитировал Уайльда— что в жизни человека есть две трагедии: когда его желание не сбывается и когда сбывается. И что пусть лучше сбудется, конечно.
Показанные видеофрагментыВидео. Были показаны фрагменты из балетов: "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта", "Светлый ручей", "Спящая красавица", "Паганини", "Кармен. Соло", "Падший Ангел", "Корсар". Все, что демонстрировалось, поразило меня не только тем, что касается его собственного исполнения, но уровнем спектаклей в целом. В этом была такая чистота и легкость. До каждой ноты. Я подумала, как это ни банально, что, когда живьем это смотришь, ток должен идти по залу. Дамы рядом со мной ахали вслух на каждом его прыжке или шпагате. Это было трогательно и весело.
Что бы я хотела видеть полностью, так это "Паганини". Это было в таком слиянии с музыкой, вместе с тем так бережно по отношению к ней. И очень одухотворенно.
Раздача автографовРаздача автографов. Было 10 часов вечера. Даже десять часов десять минут. "А сейчас, — сказал НМ, — пока вы будете смотреть отрывок из "Корсара", я быстро подпишу!" Слово "быстро" напрягло меня невероятно. Я опасалась, что он уйдет, что я не успею подойти. Отрывок из Корсара еще шел, я нервно приподнялась несколько раз, и дамы рядом со мной, те самые, что ахали, сказали: вас, наверное, выпустить? И я побежала вниз, в формирующуюся очередь.
(Сразу скажу, что я в общем-то, прохладно отношусь к автографам. Например, если я люблю Рикмана, то за роли, за работы, за то, как он о них говорит, за то, что важно ему на съемках. Это делает его тем, что он есть. А подпись- это только подпись. И я никогда не посылала ему фотографию, хотя можно. И здесь точно так же. Тем не менее, в моей жизни было пару автографов, хотя не тех людей, у которых их обычно с таким рвением берут.
1. В детском лагере "Зубренок" я попросила каких-то ребят из Судана - не помню, по какому поводу они приехали туда- написать мне пару слов, пожелания. Потому что я очень хотела поговорить по-английски. Частные занятия с учительницей на пенсии начали давать плоды. Я начала формулировать предложения сама. Слова вдруг стали приходить на нужные места — и я душу продать была готова за то, чтобы поговорить по-английски.
2. К нам в город приезжала поэтесса Римма Казакова. У нас всегда было много книг и было что подписывать.
3. К нам в город, в школу приезжал довольно известный учитель Евгений (кажется, Евгений) Ильин. И он тоже свою книгу подписал.
4. Учебник по фонетике, подписанный моей преподавательницей университета.
Из этого всего выжил лишь автограф Риммы Казаковой. Бумажка из Зубренка потерялась давно. Кучу книг мы периодически дарили библиотеке, поскольку переезды, никогда не было много места и т.д.)
Не то, чтобы я была исполнена желания получить автограф Цискаридзе, я скорее предпочла бы с ним сфотографироваться. Не сфотографировалась: это желание по классификации Оскара Уайльда отнеслось к числу несбывшихся. Но его фотографию я с собой взяла- недавнюю, с мастер-класса в МГАХ.
Фотографию. Маркер. Маникюр. Платье. Купила духи, поскольку закончились. Прическа. Макияж. Помните Фрекен Бок из Карлсона: как она перед участием в передаче собиралась купить себе новые стельки? Я напечатала вопросы — моих было штук семь.
Короче, учитывая масштабность подготовки, я не могла не использовать шанс подойти близко.
Я впервые почувствовала, какой это конвейер — вот это сражение за кусок внимания. Можно только догадываться, как удесятерено это напряжение на всяких красных дорожках. Я видела, что он устал. Я чувствовала, — это было разлито в воздухе— что ему хочется поскорее уйти. Очередь двигалась все быстрее. Ему дарили цветы, даже корзины цветов. Он был вежлив и корректен. Его постоянно заслоняли, я только мельком видела поближе его лицо. Я чувствовала абсолютную пустоту. Когда ты на автопилоте. Когда некое позитивное волнение ушло раньше ,чем следует. Очень трудно в такой ситуации произнести что-то теплое и сердечное. Я заставила себя собраться с мыслями. Дама передо мной что-то ему говорила. Он смотрел на нее не отрываясь, со своей улыбкой. Я видела, что он очень устал. Я думала: подольше бы она говорила с ним, чтобы я могла еще вот так расслабленно постоять и посмотреть. Она ушла . Он приветливо кивнул. Я сказала то, что собиралась сказать. Сказал ли он "спасибо"? Или сказал "О, Господи!". Мне помнится именно второе. Я думала о том, чтобы удобно подать ему в руку маркер. Я думала о том, чтобы удобно положить фотографию. Я думала о том, что совсем не о том думаю. "О-о!" - мягко протянул он, увидев фотографию. "Спасибо, -- сказала я. -- Спасибо вам большое."
Спустилась. Не стала уходить. Смотрела, как он еще подписывал. Некоторые фотографировались. Правда мало кто. Можно было. Но я очень сильно чувствовала, что как-то это не вписывается в момент. Аппаратуру уже унесли. Стол для нее. Микрофон. Я заметила, что и цветов нет: тоже унесли. НМ еще позировал чуть-чуть со своей улыбкой — сдержанной и к тому времени уже вымученной. И шагнул за кулисы.
Я покажу три фотографии. Меня на них нет, но есть герой этого репортажа.
фото 1
фото2
Фото3.

У тех, кто зайдет сюда с вконтакте или с форума, прошу прощения, что все фрагментарно: я записывала от руки, не на видео. На третьей фотографии видны мои заметки.
Поразилась его манере изложения когда-то еще в очень давнем интервью, где он весьма юным был (по обычным, небалетным меркам), но вместе с тем такая зрелость чувствовалась, в то же время деликатность.
Как он танцует, я видела только на компьютерном или телевизионном экране, невозможно, увы, всех посмотреть вживую. Короче, этот пост сделан по итогам вечера в Минске, где он отвечал на вопросы зрителей. Кому интересно - читайте на здоровье. Кому нет - можете проматывать, тем более, что пост длинный.
И еще, когда сидишь в зале, человек рассказывает, смеется, шутит, делает какие-то жесты - это одно. В чужом переложении это может звучать монотонно. Так что не обессудьте.
начало, новая работа, Вагановка, издание балетовНачалось все с того, что показали отрывок из "Щелкунчика", а уже после Николай Максимович (дальше буду писать НМ) сам вышел к зрителям. 22-й ряд, где я сидела - это достаточно далеко, видишь только облик, и я подумала, что билеты туда, где близко, сколько бы они не стоили, имеют смысл. И порадовалась, что не сижу на балконе, оттуда и вопросы передать можно было лишь в антракте. Аплодисменты были не то что бы зашкаливающие, но достаточно теплые. Сделав небольшое вступление о том, что он сам слегка удивлен, что подобные вечера пользуются популярностью (ведь он не артист разговорного жанра), но пока пользуются - пожалуйста, НМ приступил к ответам на вопросы.
Первое, что спросили, было как вам работается на новой должности. Говорил, что сложно то, что приходится отвечать абсолютно за все, например за потекшую крышу и т.д., и что в этом плане его нынешняя работа очень много требует.
- Как вас там приняли? - этот вопрос тут же прозвучал из зала, и НМ сказал, что ответит словами профессора Преображенского: "Не читайте советских газет!", говоря о том, что в сми все преувеличено.
Несколько вопросов было связано с поступлением в Вагановку: трудно ли поступить? Какие правила приема? Какие требования? - Он приглашал приезжать и пробовать поступать, сказав, что в списке стран, учащиеся из которых получают образование бесплатно, Беларусь стоит первой. И что мальчиков очень не хватает.
Один из вопросов касался станцованных им спектаклей: можно ли увидеть их изданными, чтобы купить записи хорошего качества и смотреть, потому что в интернете записи с телефонов, и они в весьма неважном качестве. НМ ответил, что права на них принадлежат Большому театру, а это означает, что бог знает, будут ли они когда-нибудь изданы. Может никогда, или очень нескоро. Сказал, что в данном случае записи некоторых спектаклей проще купить за границей- если они там шли и записывались. Это более вероятно. Добавил также, что в январе собираются "Пиковую даму" показать по каналу "Культура".
про Сильви ГиллемПро Сильви Гиллем - что именно он считает сверхвыдающимся в ее танце. Здесь он сделал небольшой экскурс в прошлое, и стал говорить о том, как впервые увидел запись ее выступления. Насколько я поняла, это было еще в Московском училище - но простите, боюсь здесь быть неточной. Говорил о ней, как о человеке с редкими природными данными и редкой приспособленностью для балета. О том, что его поразило то, как она все исполняла. И как удивило, что те, кто видел эту запись, начали искать недостатки в ее танце. А ему казалось, что она безупречна. Впоследствии он заметил эту закономерность: чем лучше ты что-то делаешь, тем больше тех, кто будет выискивать, к чему бы придраться.
прочееНекоторые вопросы лишь косвенно относились к балету, а некоторые и вовсе к нему не относились. Среди первых был вопрос : "Приходилось ли вам редактировать статьи в википедии?", а среди вторых "Ваш нос выглядит сейчас толще, чем на более ранних фотографиях. Почему?" -- Про википедию он сказал: нет, чукча -- читатель. А про нос: гм, что ж, возможно я начал полнеть с носа.

Подготовка к спектаклям, интересы в области искусства, про хореографов, и прЕго спрашивали о подготовке к спектаклям, особенно о подготовке нехореографической: о том, в каких балетах больше приходилось учитывать культурные или исторические особенности избражаемой страны, эпохи или персонажа.
- Нет, вы представляете, во что превратится мой прыжок, если я буду думать о культурных особенностях во время спектакля? - парировал НМ. Затем смягчился и говорил, что, конечно же, граф Альберт из Жизели и принц Дезире из Спящей живут в разные эпохи. Один - в 17м веке, а другой - в 19м. Если все это не учитывать, то становишься совсем неинтересен как артист. Здесь же рассказывал о Борисе Александровиче Львове-Анохине и немного об Улановой. Про Уланову говорил, что, когда надо было изображать смерть персонажа, она все спрашивала у него: "Коля, ну у вас сердце болело когда-нибудь? А в обморок вы падали?" — На что он вынужден был отвечать :"Нет, нет", — "поймите, мне было 20 лет, и я был абсолютно здоров", — как потом, уже годы спустя, почувствовав себя неважно, когда сдавал кровь из вены, он пытался запомнить это состояние на тот случай, если придется этот опыт использовать.
Показали отрывок из "Ромео и Джульетты". НМ рассказал, как однажды ему травмировали руку в сцене дуэли прямо на спектакле, как пошла кровь. И весь остаток этой сцены, пока он должен был лежать — ведь Меркуцио погибает— пятно на половике увеличивалось. Администрация, сидящая в ложе дирекции, готовилась устроить выговор за испорченное покрытие, но...
Про то, что вдохновляет его помимо балета - где вы, обращаясь к словам Раневской, - ищете святое искусство? — НМ засмеялся, сказав, что святое искусство так и осталось в музеях. И не потому, что театральные постановки переживают упадок, а потому прежде всего, что все, что делается в театре, недолговечно. Эфемерно. Не оставляет материальной субстанции в отличие от живописи. В продолжение этой темы он перешел к тому, что когда впервые побывал в Вероне, то удивился, как точно декорации для балета воспроизводили площадь Вероны. И что нельзя не отдать должное советским декораторам, которые так мастерски сделали это, ни разу не побывав в Италии.
О красоте (насколько важна она для вас в быту, в повседневности): "Разве есть люди, для которых красота не важна?...Вот Барбара Страйзенд, например. Ее не назовешь красивой с точки зрения классических канонов. Но она очень притягивает. Или Инна Чурикова. Насчет того, что такое красота?..Талант, наверное. Впрочем, чувство юмора очень неплохо скрашивает некрасивость. Так что еще, наверное — гармония".
Про хореографов: за чьей творческой деятельностью из зарубежных хореографов вам интересно следить? — не особенно стремился называть имена. Но сказал, что есть очень талантливые пародии. Что серьезных оригинальных вещей — мало. А вот пародии — да.
Пародия на историю Алисы в стране чудес, например.
И "Светлый ручей" в качестве пародии на классический балет.
И показали фрагмент из "Светлого ручья". Но я о видео скажу отдельно.
Всегда ли можно воспитать гуманитарно развитых людей? Особенно, если им не так повезло с культурной средой и интеллигентным окружением, как вам в свое время? — "Спасибо. — И дальше после паузы — "Наверное, кое-что можно сделать, если заставлять людей читать". Сказал, что и на родительском собрании в академии говорил о том, что хочет добиться строгого контроля за успеваемостью по гуманитарным предметам. Что, когда он сам учился, за этим очень следили. И что принцип был, что если ты дурак, то не следует танцевать на сцене. Что с этим подходом он согласен.
Танцы со звездамиЦелая куча вопросов касалась проекта "Танцы со звездами". Почему вы стали принимать участие в этом проекте? Почему вы поддразниваете Егора Дружинина? Специально? Почему Галкин позволяет себе фамильярно разговаривать с вами? И спрашивали, к каким парам он как относился. По поводу собственно участия НМ говорил, что очень любит съемочную группу проекта. Что с удовольствием познакомился и по сей день общается с рядом людей, первой среди которых назвал Елену Чайковскую. Далее — когда проект начинался, его жизнь представляла собой существование внутри достаточно закрытого мира, в основном в помещении. Ввиду всего этого участие в танцах со звездами представляло собой некий контраст по сравнению с привычным распорядком, возможность узнать другую жизнь кроме балетной.
Про то , что с Дружининым они знакомы давно и стиль общения сложился. А про остальное - "Это же шоу, господа! Мы же развлекаем вас!"
Будет ли НМ еще танцеватьПро скандальные истории в БТ никто не спрашивал, а может, он не зачитывал. На единственный вопрос: почему вы отказались от прощального спектакля — он сказал: почему я должен с кем-то прощаться? Добавил, что мог бы выступить в спектакле, если бы был восстановлен в театре во всех своих должностях, а так— в качестве кого? Кроме того, приводил здесь слова , увы, не помню, чьи: лучше постареть, чем устареть. И что возможно, следует воспользоваться моментом, чтобы начать делать что-то другое.
Этот вопрос прозвучал ближе к концу вечера, но я привожу его сейчас: Неужели вы совсем не будете больше танцевать?
— Да, да! И поймите, вот это — здесь НМ сделал пару движений а ля на дискотеке— для меня не танцы. Так я мог бы и до 90 лет. Но тот уровень, которого требует профессия... И заговорил о том, что их рано подводит дыхание, что организм изнашивается. В качестве одной из хореографически сложных работ привел "Кармен.Соло", 12-минутный балет, поставленный Роланом Пети. Что на таком уровне танцевать сложно, а снизив планку, он даст повод упрекнуть себя. Когда этот балет показали на экране, все 12 минут я смотрела не только, как он танцует, но и как дышит.
Про Анжелину ВоронцовуПро Анжелину Воронцову (сохраняется ли между ними дружеский и наставнический контакт)говорил очень тепло. "Да, мы общаемся, и я ей очень горжусь". Про ее работу в Щелкунчике сказал, что слова Начо Дуато о том, что она в этом балете просто как ангел, являются для него самого огромной похвалой как для педагога.
разное, об искусстве и не толькоО любимой партнерше: НМ сказал, что это вопрос, ответ на который может обидеть кого-то, если назвать одно имя. И потому правильно будет назвать первую партнершу - Наталью Архипову- которая вводила его в некоторые спектакли и героически выполняла с ним все поддержки, и без которой, как он считает, он не состоялся бы как партнер в танце.
-Расскажите о спектакле, где участвуют только ваши ноги - он рассказывал о театре "Тень", о том в каком формате идут эти спектакли, как проходит просмотр. С большим уважением к этому проекту.
-Назовите самый сильный (яркий) дуэт. НМ говорил о том, что, увы, наблюдается очень сильная текучесть, утрачена практика, когда дуэт является постоянным, когда это правило соблюдается.
- Какие у вас ценности и что вам мешает в жизни? — насчет того, что мешает, НМ сразу отозвался: "Лень! Ну и обжорство еще!", а насчет ценностей умолчал. "Ну вы же не ответили!" — донеслось из зала.
Одна дама спрашивала, как он празднует свой день рождения, и сказала, что у нее день рождения тоже 31-го декабря. "Это я!" — воскликнула она и помахала рукой из зала, когда НМ зачитал этот вопрос. Он очень тепло и с юмором вспоминал о своей маме, и в ответ на этот вопрос, и вообще. Говорил, что она умела все делать легко, играючи.
- В чем конек великих балерин? В чем секрет их яркости, незабываемости? — НМ ответил, что прежде всего и сама их жизнь была экстраординарной. А вообще, его критерий- если он поглощен спектаклем настолько, что не помнит, что надо что-то сделать или куда-то позвонить, то исполнение хорошее. И что сцена не прощает серости, бесцветности. Цитировал из "Дамы с камелиями" слова героини: "Я люблю засахаренный виноград, так как он без вкуса, камелии, потому что они без запаха, и богатых людей, оттого что они без сердца". И сказал, что сцена вот такого сочетания категорически не приемлет. Что иной раз случается думать про артиста: "ну, хоть бы он упал что ли, чтоб запомниться зрителям." И что великие балерины прежде всего личности.
- Как преодолеть страх сцены, страх публичного выступления? - говорил, что не может советовать. Не знает. Он сам всегда волновался не столько из-за того, что перед аудиторией, но боялся не сделать хорошо. По его наблюдениям, великие актеры, драматические например, являются в жизни очень застенчивыми людьми.
-Бывают ли падения из поддержек на репетициях? - Бывают, не только на репетициях, но и на спектаклях случаются и могут закончиться серьезной травмой.
— И что, отдавать детей в балет, чтобы они шли на все эти мучения? — Конечно. Да, если есть к этому способности.
- Будет ли он продолжать учебу, чтоб стать магистром трудового права? — Да.
- Можно ли ходить в театр в джинсах? — НМ снова рассказал историю про порезанный костюм, я не буду ее пересказывать. Но добавил, что у них дома всегда уделяли внимание чистоте. В смысле гигиене. И что одеваться следует чисто в первую очередь.
— Про Волочкову — про нее много спрашивали, насколько я поняла, он все не зачитывал. Говорил только хорошее.
- Что вам помогает творить? — Жажда наживы!- засмеялся НМ. — А вообще без этого скучно жить.
-О Валентине Елизарьеве (балетмейстере театра оперы и балета в Минске)— говорил, что его хореография всегда была весьма сложной.
- Если бы вы стали министром образования, то..?— Отменил бы ЕГЭ, заставил бы всех учиться русскому языку и иностранным языкам и не выдавал бы диплом без знания русской литературы. — Я была среди тех, кто ему поаплодировал здесь, я постоянно слышу, как уродлива и как бедна стала речь. От словарного запаса до интонационного оформления.
еще чуть-чуть- Как вы относитесь к тому, что происходит постепенное уничтожение русской культуры? — НМ привел пример своего педагога Петра Антоновича Пестова, который, когда его чествовали (по поводу 80 летия? — могу ошибиться), не захотел руки подать Ратманскому, даже находясь на сцене (Нельзя простить то, что тот делает с русским балетом). И НМ охарактеризовал это как пример отношения очень экстремального. Далее- здесь я очень боюсь передать неточно и приписать не то, что имелось в виду, поэтому сразу скажу: я пишу, как я поняла - далее из того,что НМ говорил, следовало, что русская культура сегодня ... все более эклектична что ли. По национальному признаку.
Говорил об Эйфмане.
Об Анне Павловой, о ее стремлении познакомить мир с русским балетом.
О Дягилеве - о его замечательных продюсерских задатках и в сегодняшнем понимании тоже: например, что скандал неизбежно провоцирует популярность и успех.
Спрашивали ли его о том, есть ли у него мечта? Во всяком случае, в связи с каким-то вопросом он процитировал Уайльда— что в жизни человека есть две трагедии: когда его желание не сбывается и когда сбывается. И что пусть лучше сбудется, конечно.
Показанные видеофрагментыВидео. Были показаны фрагменты из балетов: "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта", "Светлый ручей", "Спящая красавица", "Паганини", "Кармен. Соло", "Падший Ангел", "Корсар". Все, что демонстрировалось, поразило меня не только тем, что касается его собственного исполнения, но уровнем спектаклей в целом. В этом была такая чистота и легкость. До каждой ноты. Я подумала, как это ни банально, что, когда живьем это смотришь, ток должен идти по залу. Дамы рядом со мной ахали вслух на каждом его прыжке или шпагате. Это было трогательно и весело.
Что бы я хотела видеть полностью, так это "Паганини". Это было в таком слиянии с музыкой, вместе с тем так бережно по отношению к ней. И очень одухотворенно.
Раздача автографовРаздача автографов. Было 10 часов вечера. Даже десять часов десять минут. "А сейчас, — сказал НМ, — пока вы будете смотреть отрывок из "Корсара", я быстро подпишу!" Слово "быстро" напрягло меня невероятно. Я опасалась, что он уйдет, что я не успею подойти. Отрывок из Корсара еще шел, я нервно приподнялась несколько раз, и дамы рядом со мной, те самые, что ахали, сказали: вас, наверное, выпустить? И я побежала вниз, в формирующуюся очередь.
(Сразу скажу, что я в общем-то, прохладно отношусь к автографам. Например, если я люблю Рикмана, то за роли, за работы, за то, как он о них говорит, за то, что важно ему на съемках. Это делает его тем, что он есть. А подпись- это только подпись. И я никогда не посылала ему фотографию, хотя можно. И здесь точно так же. Тем не менее, в моей жизни было пару автографов, хотя не тех людей, у которых их обычно с таким рвением берут.
1. В детском лагере "Зубренок" я попросила каких-то ребят из Судана - не помню, по какому поводу они приехали туда- написать мне пару слов, пожелания. Потому что я очень хотела поговорить по-английски. Частные занятия с учительницей на пенсии начали давать плоды. Я начала формулировать предложения сама. Слова вдруг стали приходить на нужные места — и я душу продать была готова за то, чтобы поговорить по-английски.
2. К нам в город приезжала поэтесса Римма Казакова. У нас всегда было много книг и было что подписывать.
3. К нам в город, в школу приезжал довольно известный учитель Евгений (кажется, Евгений) Ильин. И он тоже свою книгу подписал.
4. Учебник по фонетике, подписанный моей преподавательницей университета.
Из этого всего выжил лишь автограф Риммы Казаковой. Бумажка из Зубренка потерялась давно. Кучу книг мы периодически дарили библиотеке, поскольку переезды, никогда не было много места и т.д.)
Не то, чтобы я была исполнена желания получить автограф Цискаридзе, я скорее предпочла бы с ним сфотографироваться. Не сфотографировалась: это желание по классификации Оскара Уайльда отнеслось к числу несбывшихся. Но его фотографию я с собой взяла- недавнюю, с мастер-класса в МГАХ.
Фотографию. Маркер. Маникюр. Платье. Купила духи, поскольку закончились. Прическа. Макияж. Помните Фрекен Бок из Карлсона: как она перед участием в передаче собиралась купить себе новые стельки? Я напечатала вопросы — моих было штук семь.
Короче, учитывая масштабность подготовки, я не могла не использовать шанс подойти близко.
Я впервые почувствовала, какой это конвейер — вот это сражение за кусок внимания. Можно только догадываться, как удесятерено это напряжение на всяких красных дорожках. Я видела, что он устал. Я чувствовала, — это было разлито в воздухе— что ему хочется поскорее уйти. Очередь двигалась все быстрее. Ему дарили цветы, даже корзины цветов. Он был вежлив и корректен. Его постоянно заслоняли, я только мельком видела поближе его лицо. Я чувствовала абсолютную пустоту. Когда ты на автопилоте. Когда некое позитивное волнение ушло раньше ,чем следует. Очень трудно в такой ситуации произнести что-то теплое и сердечное. Я заставила себя собраться с мыслями. Дама передо мной что-то ему говорила. Он смотрел на нее не отрываясь, со своей улыбкой. Я видела, что он очень устал. Я думала: подольше бы она говорила с ним, чтобы я могла еще вот так расслабленно постоять и посмотреть. Она ушла . Он приветливо кивнул. Я сказала то, что собиралась сказать. Сказал ли он "спасибо"? Или сказал "О, Господи!". Мне помнится именно второе. Я думала о том, чтобы удобно подать ему в руку маркер. Я думала о том, чтобы удобно положить фотографию. Я думала о том, что совсем не о том думаю. "О-о!" - мягко протянул он, увидев фотографию. "Спасибо, -- сказала я. -- Спасибо вам большое."
Спустилась. Не стала уходить. Смотрела, как он еще подписывал. Некоторые фотографировались. Правда мало кто. Можно было. Но я очень сильно чувствовала, что как-то это не вписывается в момент. Аппаратуру уже унесли. Стол для нее. Микрофон. Я заметила, что и цветов нет: тоже унесли. НМ еще позировал чуть-чуть со своей улыбкой — сдержанной и к тому времени уже вымученной. И шагнул за кулисы.
Я покажу три фотографии. Меня на них нет, но есть герой этого репортажа.
фото 1

фото2

Фото3.

У тех, кто зайдет сюда с вконтакте или с форума, прошу прощения, что все фрагментарно: я записывала от руки, не на видео. На третьей фотографии видны мои заметки.
@темы: фото, впечатления, Николай Цискаридзе
Танец,поклон,автограф - это ЕГО работа,которую он выполняет на отлично.
Я брала один единственный раз автограф,у Цискаридзе, после Лебединого.
Здорово! Я никогда не была в театрах такого уровня, как Большой, Мариинский или Парижская Опера.