Недавно пересмотрела фильм "Жизнь в розовом цвете". И подумала: почему бы мне не посмотреть видео с Эдит Пиаф. Посмотрела.
Мое первое потрясение в связи с Эдит Пиаф было в 11 лет. По телевизору шел спектакль про нее. Там, конечно же было много фотографий и записей песен. Моя двоюродная бабушка — Муся, как мы ее называли (рентген-лаборант по профессии, убила все свое здоровье на вредной работе), говорит мне: вот, смотри, была такая великая певица с невероятно красивым голосом. Когда она умерла, ее хоронил весь Париж.
И я стала смотреть. Кажется, это была песня Mon Dieu ("Господи"), которая поплыла в тот момент над комнатой. И я знала, что со временем у меня должны быть ее пластинки, диски, книги про нее (у меня есть, но без фанатизма), а иначе не будет хватать чего-то важного.
Если у меня спросить, кого я люблю из эстрадных исполнителей больше всего, я растеряюсь и не назову Эдит Пиаф. Разве замечаешь, что дышишь, или замечаешь мир, когда нет войны? Но подумав, я точно скажу, что это — может, и самый красивый для меня (по тембру) женский голос всех времен и народов. Я здесь делюсь своими впечатлениями от видеозаписей (немногое сохранилось, увы). Мне будет приятно, если вы что-то посмотрите из ссылок, что-то разделите со мной, но мне не будет неприятно, если этого не произойдет. Это — из тех постов, которые пишешь, потому что не можешь не писать.
Первая ссылка — "Аккордеонист". Ее руки, еще не деформированные артритом. И когда она ими ведет по телу, в этом такая сексуальность, хотя нет ничего слишком открытого и специально на это нацеленного ни в одежде, ни в прическе, ни в жесте как таковом, ни в чем. Но это настолько пропущено через себя, что прекрасно до непристойности. Помню, что когда читала "Луну и грош" Моэма, то обратила внимание на использование этого слова: там сказано про картину Стрикленда, что это было красиво и непристойно, хотя это был всего-навсего натюрморт с фруктами. И здесь она настолько растворяется в том, что поет. Когда мы бываем настолько искренними? Бываем ли вообще? Наверное да, но это почти интимно, мы инстинктивно прячем это состояние, а здесь она мало того, что сама вся в этом интимном трансе единения с песней и публикой, она еще из тебя это вынимает и не можешь не отвечать, и уже все равно.
www.youtube.com/watch?v=5TGIwt71ISw&feature=rel... — L'Accordeoniste
Второе, что я выбрала — La Foule — "Толпа". 1962 год, она умерла в 1963-м, и здесь видны следы износа ее организма, болезней, поскольку жила она (особенно после гибели Марселя Сердана) так, что тратила и разрушала себя очень сильно. Сама говорила, что бывали периоды, когда на сцене ей нужно было вцепиться в микрофон или опереться о рояль, чтобы не упасть.
На этой записи виден читать дальше