Место номер 2 — это кафе, где начиная с 9 вечера танцуют сальсу, бачату и меренге. Сначала — танцоры, а композиций через пять они очень активно начинают приглашать и вытаскивать сидяшую публику. Некоторые сопротивляются, но в конце концов тоже идут. И кстати, очень неплохо двигаются. Если хочешь, чтобы тебя не трогали, надо садиться на достаточно безопасном расстоянии, подальше. Смотрю-смотрю на это все и думаю, а не пойти ли мне что-нибудь латиноамериканское учиться танцевать? Но вместо сальсы пошла на аргентинское танго. Из сидящих за столиками где-то половина приходит сюда постоянно. Именно чтобы танцевать.

Место номер 3 — это арт-клуб Мишель. Здесь играют живую музыку. Джаз и не только. Исполнители сменяются каждые 5-7 дней.
Короче, вот программа.
читать дальше

А вот их двор виднеется за моей персоной. Там фотографии на стенах. У них — часто выставки фотографий снаружи и внутри. Снимали меня американцы, долго рассказывали кому-то, что они из Канзаса, как летели в Болгарию. Я терпеливо ждала и думала: вот, кто меня сфотографирует.

читать дальше

В первые дни моего пребывания в артклубе Мишель исполняют произведения на фортепиано и флейте. Рядом со мной сидит болгарская семья (папа, мама, дочка) и группа их друзей. Девочке лет 13, она не совсем здорова: слишком полная для своего возраста, а еще — взгляд живой, но как бы в своем мире. Взрослые по нескольку раз к ней обращались, когда спрашивали что-то, она не сразу реагировала. Флейтист откуда-то знает эту семью и знает, что девочке нравится композиция Cheek to cheek. Объявляет это для них и играет. Они кивают, пританцовывают, насколько это возможно сидя, и смеются. Уходя (как раз в маленький перерыв), подходят и благодарят музыкантов. До конца я в тот раз не досидела, ушла без пятнадцати двенадцать.

Потом приезжают новые музыканты. Читаю: «Васил Пармаков (пиано) и Ицко Финци (цигулка)». Думаю: что за инструмент такой — цигулка? Представила нечто очень народное, а оказалось — скрипка.

В этот вечер возле меня, когда остальные места заняты, просит разрешения сесть уже другая болгарская компания.
Мелодии попадаются известные, например, много Брамса. У скрипача совершенно удивительные движения: перешагивания в такт, иногда чуть резковатые, чаплинские. То, как он иногда наклоняется, иногда откладывает инструмент, затем снова берет, становится частью представления. Как объявляет следующий номер, иногда рассказывает что-нибудь, все начинают смеяться, я тоже, хотя не настолько понимаю болгарский, чтоб знать, почему смеются.



Глаза у меня закрываются, но я не сдаюсь. Хотя вообще-то плохо переношу ночную жизнь, она мне тяжело дается.
читать дальше

Когда все заканчивается, исполнители подсаживаются к тем, кто сидит за столиками. Игравший на скрипке спрашивает у меня, откуда я приехала. Говорю, и он сам переходит на чистый, без акцента, русский. — А ведь я,— говорит,— не музыкант. — Это, наверное, было слышно. Я актер театра и кино. — Отвечаю, что я не настолько тонкий ценитель, чтобы мне это было слышно. Актер, думаю, что ж, может быть. Ведь я же не смотрю болгарское кино. У нас не помню, чтоб его показывали. Разумеется, я не говорю, что не смотрю болгарское кино. Просто спрашиваю, почему он сейчас предпочитает вот так заниматься музыкой. — Вы знаете, больше никуда не приглашают, — эта откровенность обезоруживает. — Но мне сейчас интереснее кино, чем театр. Да. (Потом, уже вернувшись, прочту в интервью, что кино, как ему кажется, требует меньше выносливости. Театр предполагает большую аудиторию и большие промежутки во времени, когда надо играть. Ведь человеку уже, как оказалось, 77 лет! А в кино ты играешь прежде всего для тех, кто сейчас снимает сцену. Это — твоя первая аудитория.) Вы из Минска? Знаете, я был в Минске. На фестивале. Это был 96-й год. Скажите, по-русски есть выражение «начать сначала»? Как вы говорите? Мы говорим «от нУла». — Да, говорю, есть, «начать сначала», «начать с нуля», и так, и так правильно.— Да, был такой фильм. И я в Минске получил приз за лучшую мужскую роль. Да. — И как же называется фильм, уточняю. — Так и называется: «Начать с нуля».(Думаю, да, как нам это подходит сейчас. Весь этот год я все начинаю с нуля.Тоже потом посмотрю в википедии. «Всичко от нула», т.е. все с нуля — точное название искомого фильма.)— Он жалуется, что дует от кондиционера. — Я, как правильно по-русски сказать, вспотел?— Да, правильно. Давайте пересядем. — Вы приехали с группой? — Нет, сама по себе. — А-а, любите наблюдать жизнь? — Да, правда,люблю (И ведь, правда, люблю! Жить ею мне трудно, а вот сидеть и смотреть, как она проходит мимо что делается вокруг — это всегда пожалуйста, И попадаются же люди, которые это прочитывают, хотя ты им об этом ничего не говорила). Он еще разговаривает с другими слушателями, уже по-болгарски.
Какое-то время спустя я собираюсь уходить. Он тоже поднимается с места.
— Пойду, как вы говорите, на дворе?
— На двор.
— Да. На двор. Спасибо, что досидели до конца.
— Что вы, не за что. Это доставило удовольствие.

...На другой день иду по улице Кирилла и Мефодия. Навстречу мне — седой мужчина с бородкой. Улыбается, как будто знает меня. Мы знакомы, что ли? На всякий случай улыбаюсь и киваю.

И на следующий день эта сцена повторяется со 100-процентной точностью. Только теперь он останавливает меня:
читать дальше