11:47 

Продолжение - "Восемь с половиной": объяснение в любви

Purring Cat
Продолжение о фильме Ф.Фелини "Восемь с половиной." Начало (с 1 по 6 пункт ) в предыдущей записи.

7. Если в первом акте на сцене висит ружье, то в пятом акте оно должно выстрелить.
Если я и видела вещь, где этот принцип соблюден абсолютно, то картина Феллини "Восемь с половиной" — и есть эта вещь. Я уже коснулась этого в пункте 1, когда говорила о том, что последовательность сцен выверена с точностью часового завода.
Например: вот по дорожке спускается женщина (дело происходит на курорте), Гвидо смотрит на ее платье, колени. Сам он в это время беседует с кардиналом, как бы спрашивая то ли благословения, то ли некоего совета, чтоб коснуться в своем фильме религиозной тематики. Именно в этот момент возникает кусочек из прошлого: с другими детьми в школе он идет смотреть на городскую проститутку Сарагину, которая, получив от них несколько монет, исполняет прямо на пляже, на песке румбу. Строгое воспитание, католическая школа, просыпающиеся инстинкты, любопытство — все это схлестывается и в сцене настоящего, и в сцене прошлого.
Взаимосвязано все. Соединено все. Во всех сценах и планах. В словах и музыке. Ручная работа.

8. Мелодика и ритм языка. Здесь важны слова, поэтому первый раз лучше посмотреть на языке, который понимаешь. Или с титрами. Но когда прослушаешь отдельные важные монологи — надо посмотреть на итальянском. Потому что у него другой ритм. Потому что колебания высоты, сонорные, сочное "р" — они часть музыкального рисунка.

-мягкий голос, мягкие интонации Марчелло Мастрояни — нерешительность Гвидо;
-повторы: "Гвидо, Гвидо, пойдем к Сарагине! Гвидо, Гвидо, пойдем к Сарагине! Гвидо, Гвидо, мы идем к Сарагине!" -три раза;
Румбу! Покажи румбу! - 2 раза;
О, это смертный грех! О, это смертный грех! О, это смертный грех! -три раза, эти слова воспроизвожу по английской версии;
Посмотри на свою мать! Посмотри! - это после эпизода с Сарагиной, как и предыдущее восклицание, когда Гвидо водворен с позором в школу.

Все фразы, особенно часто повторяемые, формируют некие хоры голосов в воображении Гвидо, борются между собой. Сцена пресс-конференции особенно хороша,когда все голоса, вопросы, превращаются в такую какофонию, что вынуждают его к побегу (символическому залезанию под стол).
Еще одно слово — отбивающееся от стен, в диалогах, в гулких коридорах — это слово "правда" (la verita). "Гвидо, скажи мне правду...", -- говорит Карла. "Я хотел снять правдивый фильм, очень простой..." — говорит Гвидо Клаудии.
Правда в отношениях. Правда в любви. Правда в искусстве. Особенно в искусстве. Собственно, это — главная тема размышлений в этом фильме.
Насколько вообще можно показать правду средствами кино — фальшивейшей из реальностей?

9. Гротеск. Хотела написать, что гротеск стоит любой драмы и мелодрамы. Но нет, не совсем так. Это гротеск Феллини стоит любой драмы и уж точно мелодрамы. Потому что каким-то образом содержит элементы того и другого. И над всем этим стоит некий самоотрицающий хохот. Над громадной, чуть ли не уходящей в небо конструкцией, сооруженной для фильма — напоминанием о том, насколько кино — артефакт по своей природе. Над служителями церкви, их оторванностью от жизни. Над всеми словесными поисками истины в диалогах с критиком. Над любовными похождениями (видение Гвидо, где встречаются Карла и Луиза). Над поиском одобрения, примирения — разговоры с родителями. Лирические моменты переходят в иронию и в фарс. Что, наверное, только дает понять, как много себя Феллини привнес в этого героя — скорее посмеяться над этим, пока это не сделали другие, а какая еще возможна защита?

10. Антикульминация и финал. Конечно. К какому же еще решению Гвидо может прийти, кроме как — не снимать этот фильм вовсе? И демонтируется гиантская конструкция, падают ее фрагменты, падают слова: "Нам, интеллектуалам, следует быть искренними до конца...Всегда лучше разрушить, чем создать нечто несущественное... В нынешнее время мы нуждаемся в очищении, в не-творчестве... Мы задыхаемся от слов, образов, звуков, которые существуют бесцельно: возникают из пустоты лишь затем, чтобы вернуться в пустоту... "
... Но вот подходит фокусник (очевидно тоже олицетворяет какую-то часть Я Гвидо ), и говорит: мы начинаем. И все персонажи спускаются с лестницы толпой, выстраиваются в хоровод, а Гвидо уже командует на площадке: "Идите, идите, пока я не скажу вам остановиться". Значит, фильму — быть? Или все это только видение: ведь они одеты в белое, и ветер завывает точно так же, как в первой сцене, а первая сцена "Восьми с половиной" — это сон.
Вот эта сцена, я не нашла на русском, хотя первый раз смотрела в русском дубляже в кинотеатре. Но поскольку я кратко написала, о чем, то вот ролик на итальянском с английскими субтитрами: www.youtube.com/watch?v=r1p0oTRF3ks&feature=rel...


11. Мораль? Судя по проблематике, моралью, вероятно дожен быть ответ на вопрос о роли искусства, правде в нем, роли художника в нем и т.д. Другое дело, существует ли вообще этот ответ, есть ли он в универсальной форме, или всегла различен для каждого. Поэтому для меня мораль — не прекращать этот поиск. Даже если ответа и дна заведомо нет. Переступить через останки себя и идти дальше.

Если этот фильм и пронимает меня до слез, то не только и не столько от сопереживания герою. От формы. От того, как красиво он сделан. Как выстроены все линии. Как они шли и, наконец, соединились в финальной сцене.
И еще о том, что я смотрела про Феллини: он говорил, что ничего нельзя сверхизобрести такого. Что нет особо новых тем в кино. Что волнует одно и тоже. Весь секрет в последовательности. А еще говорил, что нет места импровизации в кино. Что это высшая математика по степени точности. Его кино — действительно высшая математика. Вот, бывает, кто-то варит кофе. И вкусно, и пахнет так, что не оторвешься. И спрашиваешь: как ты это делаешь? Какой кофе ты покупаешь? Какие специи? И вот уже идешь за этим кофе, этими специями, пытаешься сделать так же по времени. Результат? — То, да не то. Вот так и с его фильмами, которые, о, да — смотрят, пытаясь проникнуть в тайну монтажа.
Но даже, когда знаешь, что не поднимешься до этой высоты, не надо прекращать поиски вот этого идеального кофе. Их стоит продолжать.

@темы: Federico Fellini, Otto e mezzo, movies, Восемь с половиной, Федерико Феллини, впечатления

URL
   

Когда я закрываю дверь

главная